Полезная информация

ПАМЯТКА БУХГАЛТЕРУ
по вопросам удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам различных категорий из заработной платы и иных доходов должника

Основными документами, регламентирующими порядок удержания, являются:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Семейный кодекс Российской Федерации.

3. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

4. Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

5. Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

6. Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей»

1. При поступлении копии исполнительного документа либо нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов о взыскании алиментов, постановления об обращении взыскания на доходы должника удержание денежных средств из заработной платы и иных доходов должника производится в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы. Размер удержания из заработной платы исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов. Денежные средства перечисляются взыскателю денежным переводом или зачислением на лицевой счет, открытый в банке. Перевод и перечисление денежных средств производится за счет должника.

2. Информация, содержащая реквизиты, по которым необходимо перечислять взысканную с должника сумму, содержится в исполнительном документе (исполнительном листе, судебном приказе, постановлении уполномоченного органа, нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов) или постановлении судебного пристава — исполнителя об обращении взыскания на доходы должника. Перечень доходов, из которых необходимо удерживать алименты определен в Постановлении Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей», перечень доходов на которые не может быть обращено взыскание определяется ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве».

3. В соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» с должника не может быть удержано более 50 % заработной платы и иных доходов. Размер удержания алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением на может превышать 70 % и указывается в постановлении судебного пристава-исполнителя. Размер задолженности по алиментам указывается также в соответствующем постановлении судебного пристава-исполнителя.

4. В случае, когда на удержание с должника поступило несколько исполнительных документов, требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, а также требования о компенсации морального вреда наряду с иными требованиями в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 111 ФЗ «Об исполнительном производстве» являются требованиями первой очереди. Если удержанная денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований всех исполнительных документов одной очереди в полном объеме, они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме.

5. В случае удержания из доходов должника по исполнительному документу о взыскании алиментов, должностные лица организации или иные лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, в соответствии со ст. 117 Семейного Кодекса РФ производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда, который определяется ФЗ «О минимальном размере оплаты туда». Об указанной индексации вышеуказанные лица обязаны издать распорядительный документ (ст. 102 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

6. При перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов, а также при прекращении алиментных обязательств по достижении ребенком совершеннолетия, полного погашения задолженности по исполнительному документу уполномоченные лица юридического лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и возвратить копию исполнительного документа с отметкой о произведенных выплатах (ст. 98 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 111 Семейного Кодекса РФ). В случае если работодатель не выполнит обязанность по сообщению информации об увольнении работника, в том числе плательщика алиментов, к лицам, ответственным за предоставление такой информации могут быть применены меры административной ответственности.

7. Судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст. 12 ФЗ «О судебных приставах», п.п. 16 п. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» вправе проверить наличие исполнительного документа, правильность удержаний, правильность и своевременность перечислений денежных средств взыскателю. При проверке бухгалтерии судебному приставу-исполнителю организация или лицо, выплачивающее должнику периодические платежи, обязаны предоставить для изучения финансовые документы, касающиеся начисления и выплаты заработной платы должнику, и платежные документы о перечислении взысканных денежных средств взыскателю.

8. В случае невыполнения должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя, виновные должностные лица в соответствии со ст. 113 ФЗ «Об исполнительном производстве» могут быть подвергнуты судебным приставом-исполнителем штрафу в порядке и размере, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях. При наличии в действиях должностного лица, умышленно не выполняющего законные требования судебного пристава-исполнителя или препятствующего их выполнению, либо иным образом нарушающего законодательство об исполнительном производстве, признаков состава преступления, судебный пристав-исполнитель принимает меры по привлечению указанного лица к уголовной ответственности в соответствии со ст. 315 УК РФ.

Порядок оформления и направления в компетентные органы иностранных государств запросов об оказании правовой помощи в сфере исполнительного производства

 В соответствии со ст. 10 ФЗ "Об исполнительном производстве" при исполнении на территории Российской Федерации судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций на них распространяются положения законодательства об исполнительном производстве РФ.
 Указанная норма основана на положениях ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, устанавливающих национальный режим в отношении иностранных граждан и организаций, а также лиц без гражданства.
 В рамках исполнительного производства судебный пристав-исполнитель может обратиться к компетентным органам иностранного государства путем направления запроса о правовой помощи. Судебный пристав-исполнитель может направить запрос о правовой помощи, если в ходе исполнительного производства по исполнению решения российского или иностранного суда у судебного пристава-исполнителя возникает необходимость в получении дополнительной информации из компетентных органов иностранных государств. Как правило, запрашивается информация о месте жительства должника, о наличии имущества должника, а также о получении иной информации, необходимой для исполнения исполнительного документа.
 Порядок оформления и направления в компетентные органы иностранного государства запросов судебных приставов-исполнителей содержится в разделе IV "Рассмотрение запроса о правовой помощи по вопросам исполнительного производства" Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 24.12.2007 N 249.
 Кроме того, особенности порядка, практики направления запросов, а также проблемы, возникающие при направлении запросов о правовой помощи, содержатся в письме ФССП России от 31.03.2009 N 12/07-4117-СВС "О применении территориальными органами ФССП России норм международных договоров по вопросам оказания правовой помощи", в информационном письме ФССП России от 17.04.2008 N 12/07-4645-НВ "О порядке оформления и направления в компетентные органы иностранных государств запросов судебных приставов-исполнителей об оказании правовой помощи в сфере исполнительного производства".
 Запрос о правовой помощи скрепляется подписями судебного пристава-исполнителя, начальника отдела - старшего судебного пристава, заверяется печатью структурного подразделения, направляющего запрос, и направляется в аппарат управления территориального органа ФССП России. В случаях, предусмотренных международным договором РФ, к запросу прилагается перевод на официальный язык запрашиваемого государства. В дальнейшем запрос направляется территориальным органом в центральный аппарат ФССП России для передачи в центральный аппарат Минюста России либо управления Минюста России по федеральному округу, которые, в свою очередь, направляют запрос компетентному органу иностранного государства.
 В запросе обязательно должна быть ссылка на положения соответствующего международного договора. В случае если такой договор между РФ и иностранным государством не заключен, при оформлении запроса необходимо ссылаться на Конвенцию о вручении судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15.11.1965.
 Стоит отметить, что такая сложная процедура направления запросов о правовой помощи обусловливает их достаточно редкое применение, в 2009 году в центральный аппарат ФССП России Управлением ФССП по Красноярскому краю направлено  18 запросов.


   ОБ ИЗМЕНЕНИИ СПОСОБА ВЫРАЖЕНИЯ ДЕНЕЖНОГО ВЗЫСКАНИЯ, НАЛАГАЕМОГО ЗА АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ


Федеральным законом "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение" внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые вступают в силу в сентябре т.г.
В соответствии с принятыми изменениями, по всему тексту КоАП РФ размеры штрафов, выраженные в минимальных размерах оплаты труда (МРОТ), заменяются на рублевый эквивалент.
В соответствии со ст. 3.5. КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей.
Законом установлено, что размер административного штрафа не может быть менее 100 рублей. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.
Законом определен круг лиц, к которым не может применяться административный штраф. К числу таких лиц относятся, сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Указанные изменения коснулись в том числе статей 17.3 - 17.6, 17.8, ч.1.ст.19.4, ч.1 ст. 19.5, 19.6, 19.7 КоАП РФ, по которым в соответствии с п.77 ч.2 ст. 28.3 указанного Кодекса судебные приставы уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.
По данным статьям, с учетом внесенных изменений, законодательством об административных правонарушениях предусмотрены следующие штрафные санкции:
статья 17.3. Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов
1. Неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
2. Неисполнение законного распоряжения судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Статья 17.4. Непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи
Оставление должностным лицом без рассмотрения частного определения суда или представления судьи либо непринятие мер по устранению указанных в определении или представлении нарушений закона - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Статья 17.5. Воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя
Воспрепятствование работодателем или лицом, его представляющим, явке в суд народного или присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Статья 17.6. Непредставление информации для составления списков присяжных заседателей
Непредставление информации, необходимой районной, городской, краевой или областной администрации для составления списков присяжных заседателей, а равно представление заведомо неверной информации лицом, на которое возложена обязанность представлять такую информацию - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Статья 17.8. Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава
Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава, находящегося при исполнении служебных обязанностей - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)
1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)
1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти до двадцати тысяч рублей.
Статья 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Судебным приставам-исполнителям при составлении протоколов в отношении лиц, в действиях которых усматриваются признаки правонарушений предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, в дальнейшей работе руководствоваться положениями КоАП РФ , с учетом внесенных в него изменений.

 

Информация о порядке перечисления денежных средств зарубежным взыскателям

В связи с поступлением в Федеральную службу судебных приставов обращений взыскателей — граждан (юридических лиц), проживающих (расположенных) на территории иностранных государств (далее — взыскатели) — по вопросам перечисления денежных средств, находящихся на депозитных счетах отделов судебных приставов, разъясняем следующее.

Для получения денежных средств взыскателю или его представителю, полномочия которого удостоверяются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, - иным документом, следует открыть расчетный счет:

  1. в валюте Российской Федерации в банке или иной кредитной организации, расположенной на территории иностранного государства (по месту регистрации взыскателя) и имеющей счета Лоро (корреспондентский счет) в Сбербанке России;

  2. либо в валюте Российской Федерации в банке или иной кредитной организации, расположенной на территории России и имеющей корреспондентский счет в иностранном банке (по месту регистрации взыскателя).

При этом следует обратить внимание взыскателей на то, что согласно части 2 статьи 110 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не востребованные ими денежные средства хранятся на депозитном счете подразделения судебных приставов в течение трех лет. По истечении трех лет невостребованные денежные средства перечисляются в федеральный бюджет.

Время создания/изменения документа: 15 августа 2011 13:42 / 04 апреля 2016 03:00

Версия для печати